Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Покровская Арчада
Анализ
воспитательной
работы
за 2023-2024
учебный год
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
МОУ СОШ с. Покровская Арчада — является сельской средней
общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2023
года составляла 58 человек, численность педагогического коллектива – 12
человек, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и
школ искусств. Обучение ведётся по трем уровням образования: начальное
общее образование, основное общее образование, среднее общее
образование. В школе обучается менее ста учащихся. Нет ставок психолога,
качество сети Интернет невысокое и др. Данные факторы не могут не
вносить особенности в воспитательный процесс. Но есть и положительные
стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в
городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к
Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к
людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду
собственного обитания.
Сельская школа является не только образовательным, но и культурным
центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение
отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у
детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям,
почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически
все педагоги школы родились или давно проживают в нашем селе, многие
учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные
особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что
способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений
между педагогами, школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя
в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного
поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким
образом, создавая условия для ребенка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей,
учитываем особенности сельской школы.
В процессе воспитания коллектив школы сотрудничает с Домом культуры,
сельской библиотекой, администрацией с.Покровская Арчада. Для
реализации мероприятий, по пропаганде безопасного дорожного движения, в
школе создан отряд юных инспекторов дорожного движения.
Осуществляет свою деятельность спортивный клуб «Олимпионик» .
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детсковзрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
Наши школьные традиции:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов; коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов
каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой, организующей воспитательную деятельность в школе,
является классный руководитель, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции.
«Ключевые общешкольные дела»
Ключевые общешкольные дела – это главные традиционные общешкольные
дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые
обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно
педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с
педагогами в единый коллектив.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности),
ориентированные на преобразование окружающего школу социума:
- патриотические акции «Бессмертный полк», «День Белых журавлей», «Окна
Победы», «Георгиевская ленточка», «Без срока давности», «Песни Победы»,
«Дни единых действий», «Блокадный хлеб»;
- участие в митинге, посвящённому Дню Победы;
- экологические акции «Зеленая Россия» (уборка школьных и сельских
территорий от мусора, старой листвы), «Бумажный бум» ( макулатура
сдается в приемные пункты), «Покормите птиц».
- общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся
регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
- Единый День профилактики правонарушений в школе (помимо
профилактических мероприятий с обучающимися, проводится встреча
родителей и обучающихся с представителями Управления образования,
ПДН);
- проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих:
- спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу,
пионерболу, «Веселые старты» и т.п.
- досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные
программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием
родителей, бабушек и дедушек;
- концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными
выступлениями школьников в День пожилого человека, на Масленицу, 8
Марта, 9 Мая и др.
- участие в мероприятиях, проводимых сельской библиотекой: «Неделя
детской книги», «Ночь в библиотеке», «День православной книги»;
- посильная помощь школьниками пожилым людям, инвалидам, ветеранам
педагогического труда;
На школьном уровне:
- еженедельная торжественная линейка поднятия и спуска Государственного
флага Российской Федерации и исполнения гимна всем школьным
коллективом;
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники,
Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
-предметные недели (литературы, русского и иностранных языков;
математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
- День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита) церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
- награждение обучающихся школы на торжественной линейке «Последний
звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и Грамотами.
- выездные экскурсии.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк»,
«Приметы весны» и т.п.);
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и
т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
«Классное руководство»
Система воспитательной работы в школе обеспечивается работой классных
руководителей. В школе 9 классных руководителей, из них 3 – начальная
школа, 6 – среднее звено и старшие классы.
Большое внимание уделялось организации и проведению тематических
классных часов. Тема классного часа определялась классными
руководителями в соответствии с общешкольным планом воспитательной
работы. Форма проведения зависела от возраста возможностей, интересов
учащихся класса. Хочется отметить, что каждый классный
руководитель старался использовать различные направления воспитательной
работы, учитывая интересы ребёнка, школы и общества. В течение года
проводились следующие мероприятия, беседы, классные часы по темам
направлений:
Духовно – нравственное:
- «Дал слово - держи его», «Обман и его последствия», « О доброте и
человечности», «Моя малая Родина» (начальная школа);
- «Дорога, которую мы выбираем», «За правду не ругают», «О доброте и
человечности»;
- «Поступки человека – зеркало души», «Мой дом – моя семья», «Коллектив
начинается с меня», «Я и мое поколение».
Патриотическое:
- «Символы России», «Правила поведения в школе и дома», «Что такое –
патриотизм», «Их имена не забыты» (начальная школа);
- «Быть гражданином – это…», «Подвиги детей в военное время», «Подвигу
народа жить в веках», «День воссоединения Крыма с Россией», «День
Конституции РФ»
- «Мои права и обязанности», «День МВД РФ. Гражданином обязан быть»,
«Что значит быть взрослым»
Спортивно – оздоровительное:
- «Твой режим дня», «Как уберечься от простуды и гриппа», «Безопасные
каникулы», «Полезные привычки» (начальная школа);
- «Личная гигиена», «Всемирный день борьбы со СПИДОМ», «Выбирай
разумную жизнь»
- «Наркотики и общество», «Выбирай разумную жизнь», «Я могу сказать
«нет» вредным привычкам, «Секрет долголетия».
Спортивно – оздоровительные мероприятия проходят на базе школьного
спортивного клуба «Олимпионик». Школьный спортивный клуб
«Олимпионик» создан в целях широкого привлечения обучающихся,
родителей и педагогических работников муниципального
общеобразовательного учреждения, к регулярным занятиям физической
культурой, спортом и туризмом; формирования здорового образа жизни,
организации активного отдыха, повышения уровня физического развития. На
школьном уровне проведены: Президентские состязания, осенний и весенний
кроссы, День Здоровья, соревнования среди смешанных команд по
волейболу, футболу, настольному теннису.
Экологическое:
- «Люби и береги природу человек», «Здоровая планета» (начальная школа);
- «Экологическая безопасность», «Дом, в котором мы живем», «Красная
книга Пензенской Области», «Покорми птиц зимой» ;
- «Судьба планеты в наших руках», «Правило трех «П»: перерабатывать,
меньше потреблять, повторно использовать.
Профориентационная работа:
- «Мир моих интересов», «Профессии наших родителей», «О профессиях
разных, нужных и важных» (начальная школа);
- «Кем я мечтаю быть?», «Познай самого себя», «Самые востребованные
профессии», «Профессия учителя» ;
- «Куда пойти учиться», «Рынок труда», «Сферы деятельности», «Трудности
профессионального самоопределения».
- «Проектория» - цикл видеофильмов о востребованных профессиях
современности;
- «Билет в будущее» - всероссийский образовательный проект, направленный
на оказание помощи подрастающему поколению в сфере выбора профессии.
Профилактическая работа.
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных
интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий;
формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности –
вот цель, которую преследовал план работы в школе в этом направлении.
Перед учителями были поставлены задачи:
- регулярно проводятся профилактические беседы и инструктажи по
безопасности в различное время года.
- изучение основ безопасного поведения на дорогах и выработка
практических навыков, необходимых участникам дорожного движения;
- воспитание законопослушных участников дорожного движения;
- развитие творческой активности за счет привлечения учащихся к
пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
-активизация познавательной активности в различных областях
деятельности человека, связанных с безопасной жизнедеятельностью;
- формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на
улице и в транспорте;
- овладение умениями оказания первой помощи при дорожно-транспортных
происшествиях;
- формирование чувства осмысления необходимости полученных знаний по
основам безопасного поведения на дорогах.
В соответствии с планом в школе была проведена следующая работа:
- обновлены уголки безопасного движения;
- составлен маршрут от школы до дома и обратно с учащимися начальных
классов;
-классными руководителями проводятся беседы, викторины, игры по
правилам дорожного движения;
- профилактические беседы проходят и на уроках ОБЖ и физкультуры;
- на общешкольных родительских собраниях проводятся инструктажи с
родителями по безопасности жизнедеятельности детей.
Классными руководителями проводится работа с классным
коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого
ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах
по тем или иным нравственным проблемам;
- результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют
свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
«Внеурочная деятельность. Разговоры о важном»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательного процесса и отражена в основной образовательной
программе.
Внеурочной деятельностью в 2023 – 2024 учебном году охвачены все
обучающиеся школы.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации» (Письмо Минпросвещения
России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03). В связи данными рекомендациями. с
началом учебного года реализуются внеурочное занятие «Разговоры о
важном», направленные на развитие ценностного отношения школьников к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Занятия проводятся строго по графику каждый понедельник, по темам предложенным Министерством образования.
Темы и содержание занятий определены с разбивкой по классам.
Исходя из анализа организации и проведения внеурочных занятий
«Разговоры о важном», можно сделать вывод о том, что на занятиях в
большинстве классов обучающиеся проявляли заинтересованность в
результатах групповой работы; отмечался эмоциональный отклик на
информацию занятия.
- активность обучающихся на занятиях проявлялась в обсуждении
содержания видеороликов; участии в выполнении интерактивных заданий;
выполнении творческих заданий.
- вызвали наибольшую заинтересованность учеников следующие формы
работы на занятиях: выполнение интерактивных заданий, просмотр и
обсуждение видеороликов, работа в группах.
Внеурочная деятельность была организована в разнообразных формах.
«Работа с родителями»
Работа с родителями учащихся остается одним из важнейших направлений
работы кл. руководителей.
Формы работы с семьей:
- родительские собрания, лектории;
- встреча родителей с администрацией школы;
- диагностика;
- индивидуальные консультации.
«Школьный урок»
Одной из задач, направленной на достижение цели воспитания является
усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. В рамках
школьного урока учителями-предметниками применяются следующие
формы урока:
- интерактивные формы организации деятельности;
- установление доверительных отношений с учениками;
- побуждение учеников к соблюдению на уроке общепринятых норм
поведения;
- привлечение внимания учеников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, событий;
- использование воспитательных возможностей предметного содержания
урока;
Реализация основных направлений воспитательной деятельности
школы осуществляется на основе
принципа преемственности,
осуществляемой на всех уровнях системы непрерывного образования, с
учетом
изменившихся
возрастных
и
социально-психологических
особенностей учащихся.
Школа предоставляет детям возможность выбора видов и форм
творческой деятельности:
от участия в проектной деятельности до
конкурсов.