Принято
на
педагогическом
совете
«Утверждаю»
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной Директор
Муниципального
школы с. Покровская Арчада Каменского района общеобразовательного
учреждения
средней
Протокол № 3 от 06 октября 2025 года
общеобразовательной школы с. Покровская
Арчада Каменского района
________________________ Т. В. Булгакова
Согласовано
с Управляющим советом
(протокол от 06.10.2025 № 2)
Приказ № 262 от 10. 10. 2025 года
Положение
о внутренней системе оценки качества образования
Муниципального общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа
с. Покровская Арчада Каменского района
1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее — Положение) в
Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с.
Покровская Арчада (далее — Учреждение) определяет направления внутренней оценки
качества образования и состав контрольно-оценочных процедур, регламентирует порядок
организации и проведения контрольно-оценочных процедур, закрепляет критерии и формы
оценки по различным направлениям.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере
образования, в том числе федеральными образовательными программами (далее — ФОП),
а также локальными нормативными актами Учреждения.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019
№ 114.
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
качество
образования —
комплексная
характеристика
образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам
и потребностям
обучающихся, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной
программы;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) — это система
мероприятий, организуемых Учреждением и необходимых для осуществления контроля
состояния качества образовательной деятельности посредством получения своевременной,
полной и объективной информации о качестве образовательного процесса, который
реализуется в Учреждении, и результатах освоения программ обучающимися;
1
документы ВСОКО — это совокупность информационно-аналитических
продуктов контрольно-оценочной деятельности Учреждения;
мониторинг —
это
системное,
протяженное
во времени
наблюдение
за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого
объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается
оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа
показателей наблюдения;
оценка/оценочная/контрольно-оценочная
процедура —
совокупность
мероприятий, направленных на установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной
программы;
ГИА — государственная итоговая аттестация;
ООП — основная образовательная программа.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество
условий реализации образовательных программ, в том числе
инфраструктура Учреждения и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей)
качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством следующих
внешних и внутренних мероприятий.
Внешние мероприятия
Внутренние мероприятия
Аккредитационный
мониторинг
Стартовая диагностика
Всероссийские
проверочные работы
Оценка уровня формирования функциональной грамотности
обучающихся и педагогов
ГИА
Оценка
соответствия
реализуемых
в Учреждении
образовательных программ федеральным требованиям
Региональные
и муниципальные
оценочные работы
Оценка условий реализации ООП (по уровням
образования) федеральным требованиям
Независимая
качества
образовательной
деятельности
общего
оценка Мониторинг образовательных достижений обучающихся, в том
условий числе индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных и метапредметных результатов освоения ООП,
сформированности
и развития
метапредметных
образовательных результатов
Независимая
оценка Мониторинг
личностного
развития
обучающихся,
качества
подготовки сформированности у обучающихся личностных УУД
обучающихся
Формирование
качества
Индекса Самообследование
общего
2
образования РФ
Национальные
Анализ уроков и других занятий
сопоставительные
исследования
качества Контроль ведения электронного журнала
общего образования
Международные
Анкетирование педагогов, обучающихся, родителей (законных
сопоставительные
представителей) обучающихся
исследования
качества
общего образования
2.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки
контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором Учреждения.
2.4. Результаты внешних мероприятий используются Учреждением в целях, необходимых
для осуществления внутренней оценки качества образования и избежания увеличения
нагрузки на обучающихся и педагогов.
2.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются
в годовой план работы Учреждения.
2.6. В рамках ВСОКО Учреждение проводит в том числе следующие мероприятия,
рекомендованные Минпросвещения России:
2.6.1. анализ результатов федеральных, региональных и внутренних оценочных процедур;
2.6.2. разработку плана (дорожной карты) по результатам анализа внутреннего оценивания и
результатов федеральных и региональных оценочных процедур, направленного на
повышение качества образования в образовательной организации;
2.6.3. корректировку системы внутреннего оценивания качества образования, внесение
изменений в планы и направления внутреннего контроля;
2.6.4. работу с обучающимися, в том числе контроль устранения образовательных
дефицитов, выявленных у обучающихся при проведении оценочных процедур, оптимизацию
выбора и содержания учебных курсов из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений, поурочного планирования учебных предметов, планов
психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, корректировку используемых
учителями педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения и воспитания и
т.д.;
2.6.5. работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе знакомство с содержанием образования, используемыми
методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками
успеваемости детей и т. д.;
2.6.6. работу с педагогическим коллективом Учреждения, в том числе определение
направлений методической подготовки педагогических работников, оказание методической
помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты в части оценивания
результатов обучающихся при проведении оценочных процедур качества образования,
обеспечение преемственности на различных уровнях образования, определение стратегии
кадровой политики Учреждения, повышение взаимодействия между педагогами и т. д.;
2.6.7. работу с образовательной средой, в том числе усиление практической составляющей в
содержании учебных предметов естественно-научной направленности, разработку и
использование современных методических материалов, позволяющих осуществлять
индивидуальный подход в обучении, и т. д.;
2.6.8. оценку эффективности принятых мер.
3
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего
образования), разработанных на основе ФГОС и ФОП, выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов освоения ООП
(по уровням общего образования) проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по основным общеобразовательным программам Учреждения.
Для оценки метапредметных и предметных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) Учреждение вправе в том числе использовать перечни (кодификаторы)
проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения ООП
НОО, ООО и СОО, утвержденные в составе ФОП НОО, ООО и СОО.
При проведении оценочных мероприятий обучающиеся в течение одного учебного года
принимают участие не более чем в одном исследовании — всероссийских проверочных
работах, национальных исследованиях или международных исследованиях.
3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится
по параметрам согласно приложению 1.
3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования)
диагностируется в ходе неперсонифицированного мониторинга личностного развития
обучающихся и встроенного педагогического наблюдения в соответствии с графиком,
устанавливаемым директором Учреждения.
3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня
оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 2.
3.1.5. Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством
образовательных результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании
опросов и анкетирования, которые проводятся раз в полгода.
3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты
индивидуального учета фиксируются:
в электронном журнале успеваемости;
в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные
согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в соответствии с ФОП. Оценка
ООП проводится на этапе ее разработки или изменения (до утверждения) на предмет
соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются
к протоколу утверждения программы педагогическим советом.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или
дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия
требованиям ФГОС и ФОП соответствующего уровня общего образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе
их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ
по параметрам:
4
соответствие тематики программы запросу потребителей;
наличие документов, подтверждающих этот запрос;
соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного
образования;
соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при
их наличии);
наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов
освоения программы обучающимся.
4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме анализа
занятия (приложение 3).
4.2.1. Оценка реализации НОО, ООО, СОО проводится по схеме анализа урока (приложение
4).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается
на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим,
материально-техническим и информационно-методическим условиям и другим требованиям
федерального и регионального образования.
5.2. Оценочные таблицы разрабатываются ежегодно ответственным, назначенным
директором Учреждения, в том числе на основании проверочных листов, используемых при
осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
5.3. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП (стартовая оценка);
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании;
в иные периоды, устанавливаемые директором Учреждения.
5.4. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании
результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению.
Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период
реализации ООП соответствующего уровня общего образования.
5.5. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся
в организационный раздел ООП каждого уровня общего образования.
5.6. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния
условий. Предметом контроля выступают:
выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
совокупное состояние условий образовательной деятельности в Учреждении.
5.7. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности Учреждения включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
личностного развития обучающихся;
достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных
программ;
показателей отчета о самообследовании.
6.2. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года,
а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
5
7. Итоговые документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных
мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном
из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается
директором Учреждения.
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
№ Показатели оценки предметных образовательных результатов
Единица
измерения
1
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4»
и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
2
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Балл
3
Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
4
Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
5
Средний балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Балл
6
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому
языку, в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
7
Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике,
в общей численности выпускников 9-го класса
Чел./%
8
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11-го
класса
Чел./%
9
Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального количества
баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11-го
класса
Чел./%
10 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
Чел./%
11 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности выпускников 11-го класса
Чел./%
12 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса,
Чел./%
6
Чел./%
получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием,
в общей численности выпускников 9-го класса
13 Численность/удельный вес численности выпускников 11-го класса,
получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием,
в общей численности выпускников 11-го класса
Чел./%
14 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие
в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности
учащихся
Чел./%
15 Численность/удельный вес численности учащихся —
и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей
учащихся, в том числе:
Чел./%
победителей
численности
— муниципального уровня;
Чел./%
— регионального уровня;
Чел./%
— федерального уровня;
Чел./%
— международного уровня
Чел./%
16 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
в общей численности учащихся
Чел./%
17 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
Чел./%
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и регионального
этапов олимпиады (конкурса)
№ Критерии
п/п
Показатели
Источники
информации
Количество
участников
различных
этапов,
которые
показали
минимум 25%
от
максимального
балла
по
системе оценивания
Муниципальный,
региональный
рейтинг
по
результатам
участия
в
олимпиаде
1
Результативность
участников при переходе с
муниципального
на
региональный
этап
олимпиады
2
Участие
педагогов Количество
Учреждения в предметных участников
комиссиях
комиссий
муниципального
и
регионального
этапов
олимпиады
жюри
7
учителей Приказы о составе
предметных жюри
муниципального и
регионального
этапов олимпиады
3
Массовость участия в Общее
количество
участников Базы участников
региональном
этапе регионального
этапа
в процентах регионального
олимпиады
от общего числа обучающихся в этих этапа олимпиады
классах.
Положительное состояние дел, если
Учреждение занимает более высокое
положение
относительно
среднего
показателя в муниципалитете, регионе
4
Эффективность
регионального
этапа
олимпиады
по каждому
предмету
5
Результативность участия Общее
количество Отчеты
жюри
в заключительном этапе победителей
и призеров заключительного
олимпиады
заключительного этапа олимпиады.
этапа олимпиады
Положительное состояние дел, если
Учреждение
имеет
призеров
и победителей заключительного этапа
олимпиады
6
Реализация
цели Количество
победителей
и Статистические
профильной ориентации призеров
регионального данные по вузам
участников олимпиады
этапа олимпиады для 11-х классов,
сдавших ЕГЭ по предмету участия
в региональном
этапе
на баллы,
позволившие
им
поступить
в профильные вузы, в процентах от их
общего числа.
Количество победителей и призеров
заключительного этапа олимпиады для
11-х
классов,
поступивших
в профильные вузы, в процентах
от их общего числа.
Положительная оценка профильного
характера олимпиады, если выпускники
выбирают
профиль
образования
в соответствии с учебным предметом,
по которому выиграли олимпиаду
Количество
учащихся
9–11-х Базы участников
классов
в списках
участников заключительного
заключительного этапа олимпиады.
этапа олимпиады
Положительное состояние дел, если
Учреждение
имеет
участников
заключительного этапа олимпиады
8
Приложение 3
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Анализ занятия дополнительного образования
Ф. И. О. педагога ДО
Образовательное объединение
Кружок
Возраст учащихся
7–12 лет
Дата занятия
15.09.2025
Наименование программы
«Основы лепки из полимерной глины»
Тема занятия
Лепка цветов
Оборудование
Полимерная глина, набор для
подложки, очищающие салфетки
Цель посещения и контроля
Мероприятие в рамках ВСОКО
лепки,
защитные
Схема анализа занятия
Этапы
подготовки Действия
и реализации занятия
образования
педагога
дополнительного
Парамет
ры
оценки
Балл
Подготовка
Педагог
подготовил
необходимое 5–4
оборудования
и оборудование или раздаточные материалы для
организация рабочих каждого ученика до занятия
мест обучающихся
Педагог потратил время на занятии, чтобы 3–1
подготовить
необходимое
оборудование,
раздаточный материал или ничего не подготовил
5
Мотивация
обучающихся
Педагог
задал
направление
работы 5–4
обучающихся,
настроил
их на активную
деятельность. Рассказал, каких полезных для
жизни результатов достигнут на занятии
4
Не мотивировал учеников
3–1
—
5–4
5
Сообщение
занятия
темы Педагог сообщил тему занятия
Сообщение
занятия
целей Педагог сформулировал на понятном для учащихся 5–4
языке три группы целей: образовательные,
развивающие и воспитательные. Педагог в целях
учел
индивидуальные
образовательные
возможности учащихся
Учащиеся
сформулировали
самостоятельно
9
тему
занятия 3–1
—
—
5
Актуализация
имеющихся
у обучающихся
знаний
Педагог сформулировал одну группу целей 3–1
(например,
только
образовательные).
Индивидуальные возможности не учел
—
Педагог
провел
актуализацию
имеющихся 5–4
у школьников знаний, умений, способов действий
5
Педагог пропустил этап актуализации
3–1
—
Подведение
Педагог сформулировал цели и подвел итоги для 5–4
промежуточных целей промежуточных этапов
и результатов
Педагог
не сформулировал
цели
и 3–1
результаты промежуточных этапов, не подвел итоги
4
Контроль активности Педагог проконтролировал и поощрил активность 5–4
учеников
учеников. Ученики активны
5
Организация
самостоятельной
работы
Анализ
учеников,
организация
самоанализа
Педагог проконтролировал активность учеников 3–1
один или два раза. Ученики малоактивны
ИЛИ Активность не проконтролировал. Ученики
пассивны
—
Педагог полностью использовал возможность 5–4
самостоятельной работы: вовремя организовал,
смотивировал учеников, рассказал критерии оценки
или
самооценки
самостоятельной работы, прокомментировал оценку
5
Педагог
частично
использовал
возможности 3–1
самостоятельной
работы:
ее на занятии
было
недостаточно,
не прокомментировал
критерии
до того,
как
оценил
результаты.
ИЛИ Самостоятельную работу не организовал
—
ошибок Педагог корректно объяснил, как
недочеты.
Мотивировал
учеников
самоанализ
исправить 5–4
провести
Педагог
некорректно
прокомментировал 3–1
недочеты, раскритиковал не выполнение задания,
а личностные качества ученика, не предложил найти
и объяснить ошибки
Оценка
работы Педагог оценил работу учеников
обучающихся
аргументировал
по критериям.
на занятии
ученики знали заранее
Актуализация
внимания
—
объективно, 5–4
Критерии
5
—
5
Оценил
объективно,
но не аргументировал. 3–1
Критерии оценки ученикам неизвестны
—
Педагог проконтролировал уровень внимания 5–4
учеников на разных этапах занятия, поддержал
4
10
обучающихся
внимание
Не проконтролировал
уровень
внимания 3–1
ИЛИ Использовал приемы, которые не повышали
внимание учеников
Отработка
умений Педагог
выбрал
задания,
и способов действий способствовали усвоению/повторению
в теме
Индивидуализация
обучения
Разъяснение заданий
Оценка
времени,
которое
обучающиеся тратят
на задание
Последовательность
этапов занятия
Контроль
на занятии
которые 5–4
главного
5
Педагог выбрал задания, которые частично или 3–1
совсем не способствовали усвоению/повторению
главного в теме
—
Практические
задания
соответствовали 5–4
индивидуальному уровню освоения программы
учащимися,
педагог
использовал
разноуровневые задания
4
Практические
задания
не соответствовали 3–1
индивидуальному
уровню
освоения
программы
учащимися,
педагог
не
использовал разноуровневые задания
—
Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить 5–4
и оформить практические задания
5
Педагог не разъяснил обучающимся, как выполнить 3–1
и оформить практические задания
—
Педагог выбрал задания для обучающихся, 5–4
в которых учел примерные затраты времени
на его
выполнение.
Затраты
времени
соответствовали возможностям обучающихся
5
Педагог выбрал задания для обучающихся, 3–1
в которых
не учел
примерные
затраты
времени на его выполнение. Затраты времени
не соответствовали возможностям обучающихся
—
Педагог логично изложил материал. Этапы занятия 5–4
последовательны
5
Педагог допустил логические ошибки в изложении 3–1
материала. Этапы занятия непоследовательны
—
времени Педагог рационально использовал время занятия, 5–4
не отвлекался
на посторонние
разговоры
с обучающимися,
контролировал
каждый этап и время занятия
Педагог нерационально использовал время занятия
Подведение
—
3–1
итогов Педагог мотивировал учеников подвести итоги 5–4
11
5
—
4
занятия
занятия.
Учащиеся
подвели
в соответствии
с целями
занятия,
рассказали,
каких
результатов достигли
Рефлексия
итоги
занятия
и задачами
образовательных
Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, 3–1
планируемые результаты обучения с итогом работы
не сопоставил ИЛИ Педагог и ученики не подвели
итоги
—
Педагог использовал на занятии приемы рефлексии
5–4
5
Педагог не провел рефлексию
3–1
—
Воспитание интереса Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям: 5–4
к
предлагал нестандартные задания, мотивировал,
занятиям
работал индивидуально с учениками и др.
кружка/секции
Интерес учащихся к занятиям не формировал
3–1
5
Взаимоотношения
педагога и учащихся
Педагог
создал
на занятии
благоприятную 5–4
обстановку,
школьникам
эмоционально
комфортно, отношения уважительные, открытые
5
Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог 3–1
авторитарен,
излишне
критикует
учеников
или
не поддерживает
дисциплину,
попустительствует учащимся и т. д.)
—
Целесообразность
использования
технических
средств
обучения
(ТСО)
Педагог
использовал
ТСО,
которые 5–4
повышают качество образовательных результатов
4
Педагог неоправданно использовал ТСО (больше 3–1
развлекали,
чем
обучали
или
были
сложными для обучающихся)
—
Соблюдение
санитарногигиенических
требований
на занятии
Педагог
соблюдал
требования
к освещению, 5–4
температурному и воздушному режиму, к технике
безопасности,
провел
инструктаж
по
технике безопасности и пр.
5
Педагог
соблюдал
не проводил
инструктаж 3–1
—
Педагог
провел
физкультминутку, 5–4
на содержание и форма физкультминутки связаны
с тематикой занятия, оптимально выбрал время
проведения физкультминутки
—
Организация
физкультминутки
занятиях
требования,
Педагог не провел физкультминутку
—
3–1
3
Наличие
признаков Педагог спланировал занятие и выбрал задания, 5–4
переутомления
у которые
не повысили
утомляемость
обучающихся
учеников
5
12
Педагог выбрал слишком сложные задания, 3–1
не провел
физкультминутку
и не предотвратил
повышенную утомляемость
Учет
высказанных
замечаний
рекомендаций
педагогом
наличии)
ранее Педагог устранил недочеты, которые были 5–4
на предыдущих занятиях
и
Педагог
не обратил
внимания
на замечания 3–1
эксперта,
который
оценивал
(при и пожелания
предыдущее занятие. Ошибки повторил
Количество баллов:
—
4
—
126
Вывод: (если педагог Уровень подготовки педагога и качество проведения занятия
набрал
30 и менее высокое
баллов,
то
не
подготовил занятие)
Занятие
заместитель
руководителя по УВР
посетил Иванов
Иванов Иван Иванович
(Ф. И. О.)
(подпись)
С результатами
ознакомлен(а)
контроля Петрова
Петрова Нина Петровна
(Ф. И. О.)
(подпись)
Приложение 4
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Карта анализа урока на предмет формирования УУД*
Класс______________________________
Дата______________________________________
Учитель________________________________________________________________________
Эксперт_________________________________________________________________________
Тема___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Цели урока: _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
№
1.1
ПАРАМЕТРЫ
Баллы
1. Целеполагание
Преобразование педагогической цели в
проблемную ситуацию, ведущую к
целеобразованию
13
УУД
3
Соответствие
предметному
содержанию урока
П, К, Л
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Групповое обсуждение значения темы и цели
2,5
Р
урока для решения жизненных задач
обучающегося
Групповое интервью о значении темы и цели
2
П, К, Л
урока для изучения предмета
Организация сопоставления индивидуальных
1,5
П, К
целей с вариантом, предложенным педагогом
(учебником)
Групповое обсуждение того, что знают
1,5
П, Р
учащиеся и что хотели бы узнать о теме урока
Определение учителем значения темы и цели
0,5
П, Р
урока для усвоения знаний по предмету
2. Обеспечение самостоятельности учеников
Формулировка целей, учебных задач
0,5
Р, П, Л
Выбор целей, учебных задач
0,5
Р, Л
Выбор количества и уровня трудности заданий
0,5
Р, Л
Выбор способа выполнения и формы
0,5
П, Р, Л
организации деятельности (индивидуальной,
групповой, фронтальной)
Рассмотрение разных вариантов ответов
0,5
Р, Л
Оценка учащимися своей работы и анализ
0,5
Р, Л
ответов одноклассников
Максимальный балл: 3
3. Формирование поисковой активности учащихся
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Выделение учащимися проблем, постановка
задач
Построение гипотез и планов их проверки
0,5
П, Р
0,5
П, Р
Выполнение обучающимися заданий, имеющих
множество решений
Поиск информации, дающей представление о
происхождении явления (понятия)
Поиск способа решения (он не может быть
задан)
Участие обучающихся в дискуссии
0,5
П, Р
0,5
П, Р
0,5
П, Р
0,5
П, Р
Максимальный балл: 3
4.3
4.4
4. Реакция учителя на ошибки учащихся
Использование ошибки, допущенной учащимся,
0,5
для углубления знаний
Предоставление возможности ученику самому
0,5
исправить ошибку
Провокация ошибки учителем
0,5
Предупреждение ошибки учителем
0,5
4.5
4.6
Исправление ошибки другими учащимися
Исправление ошибки учителем
4.1
4.2
14
0,5
0,5
П, Л
П, Л
Р
Р, К
Р, К
Р, К
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
Максимальный балл: 3
5. Индивидуальный стиль педагога
Помощь в прояснении, конкретизации мнения
0,5
учащегося
Выражение своего отношение к ситуации
0,5
взаимодействия на уроке
Уважительное отношение к дополнениям,
0,5
предложениям, идеям обучающихся
Подбадривание неактивных учащихся,
0,5
привлечение их к работе
Инструктаж, советы
0,5
Использование внушений, убеждений учащихся
0,5
Максимальный балл: 3
6. Оценочная деятельность
Побуждение к самооценке в форме описания
0,5
продвижения, переформулирование
"недостатков" в позитивные цели
Организация обсуждения критериев выполнения
0,5
задания
Отметка продвижения, переформулирование
0,5
"недостатков" в позитивные цели
Ознакомление обучающихся с листом
0,5
критериального оценивания до выполнения
задания
Приведение собственного варианта оценки по
0,5
листу критериального оценивания, обсуждение
вариантов сходства или различия с данными
обучающегося
Организация оценивания в обобщенном виде:
0,5
правильно или неправильно
Максимальный балл: 3
7. Формирование рефлексии
Осмысление продвижения в направлении
0,5
поставленных целей и задач
Выявление учащимися причин ошибок,
0,5
допущенных в работе
Выполнение заданий, в которых не срабатывает
0,5
известный способ решения
Выполнение заданий "как научить другого
0,5
решать такие задачи"
Прогностическая оценка учащимися своих
0,5
возможностей
Работа с картой знаний (составление карты,
0,5
определение своего места в процессе изучения
учебного материала, итоговая рефлексия)
Максимальный балл: 3
15
П, Л, Р,
К
Л, К
Л, К
П, К, Л
Л, К, П
Р, Л, К
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П
Р, П, Л
К
П
П, К
П, Р
П, Р
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
8. Организация групповой работы учителем
Предложение учебной задачи, для решения
0,5
К, П, Р
которой необходима коллективнораспределенная деятельность
Предложения по оптимизации работы группы
0,5
К, Р, П
(распределение ролей, структурирование
времени и т. д.)
Контроль соблюдения групповых норм
0,5
К, Р
Помощь группе (по запросу учащихся)
0,5
К, Р, П
Периодическое прояснение ситуации решения
0,5
П
Прояснение, конкретизация удовлетворенности
0,5
К, П, Р
учащихся результатом и участием в групповой
работе
Максимальный балл: 3
9. Обучение понятиям
Соотношение вводимых понятий с опытом
0,5
П, Л
учащихся
Объяснение терминов, непонятных слов и
0,5
П
выражений
Введение задач, содержащих существенные и
0,5
П
несущественные признаки, и объектов, не
относящихся к усваиваемым понятиям
Выделение существенных, необходимых и
0,5
П
достаточных признаков и понятий
Выяснение места нового понятия в системе
0,5
П
других понятий
Поощрение учащихся к объяснению понятий
0,5
П
своими словами
Максимальный балл: 3
* Примечания.
1. В таблице используются сокращения.
1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):
• Л – личностные;
• Р – регулятивные;
• К – коммуникативные;
• П – познавательные.
1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив
наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков:
• "+" – соответствует логике предметного содержания;
• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;
• "–" – не соответствует логике предметного содержания.
В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном
столбце аннулируется. Если выбирается показатель "+, " – показатель уменьшается вдвое.
Например, выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки
результатов учебной деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от
значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть
16
отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному
показателю.
2. Обработка результатов.
Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К)
сравнить с ключом методики:
• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный
подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системнодеятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий
уровень соответствия урока требованиям ФГОС).
3. Организация экспертизы.
3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание
на то, что учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами
наблюдения. В полной мере педагог может подготовить урок и работать на уроке,
ориентируясь на формирование УУД, только при сознательной ориентации на принципы
системно-деятельностного подхода.
Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке.
Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с
данными самооценки.
Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками
учащихся на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и
коллеги – администрация Учреждения, педагоги) заполняют свой лист наблюдений.
Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности
учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне профессиональной
рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику
образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные
зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при
определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и
просвещения.
3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей.
Максимальный результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти
направлениям. Эксперту во время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать
для оценивания семь параметров, т. к. наблюдение оказывается затруднительным при
возрастании числа объектов анализа. Поэтому оценивание семи любых (по выбору
эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу, является
достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.
17